ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рано или поздно почти каждый преподаватель с опытом работы задумывается о проведении мастер- класса. Что же такое мастер – класс в школе искусств? Мастер – класс - это особый жанр общения и распространения педагогического опыта, это интерактивная форма обучения, особенно для молодых специалистов. Прекрасная возможность поделиться своими знаниями и навыками в области музыкальной педагогики.

30 сентября в «ДШИ №2» своим педагогическим мастерством делилась преподаватель по классу виолончели Дубовская Лариса Владимировна. В мастер – классе принимали участие обучающиеся первого класса музыкального отделения Рангулова Алсу, Карасева Вирсавия и Афонина Анна.

Тема мастер-класса «Первые шаги музыканта-виолончелиста» всегда актуальна в начале учебного года, особенно когда в педагогический творческий коллектив вливаются молодые преподаватели, прекрасные исполнители, но еще не имеющие достаточный педагогический опыт. Подобные мастер-классы дают ответы на многие вопросы: как выстроить структуру урока, с чего начать первый урок, как заинтересовать ученика и т.д. Собственно, на мастер - классе была представлена модель вводного урока, который можно проводить как по специальности виолончель, так и по другим специальностям будь то скрипка, флейта и т.д.

В начале мероприятия Лариса Владимировна подробно рассказала, как важно подготовиться к подобным урокам. Ведь основная задача первого занятия – с первых минут заинтересовать ребенка, увлечь инструментом, предметом. Для обучающихся 6-8 лет можно подготовить небольшой рассказ или сказку про музыкальные инструменты, используя яркие дидактические материалы (картинки с инструментами и проч.), для более взрослых первоклассников (10-12 лет) можно провести беседу о музыке, показать презентацию о музыкальном инструменте или известных исполнителях, используя современную компьютерную технологию.

Также Лариса Владимировна порекомендовала «Первую встречу с музыкой» проводить в форме мелкогрупповых занятий: приглашать двух-трех первоклассников, так как в коллективе ребёнку будет легче адаптироваться к новой обстановке. Первые занятия лучше проводить в игровой форме, ведь мир ребенок познает через игру.

На первый урок желательно приглашать родителей, чтобы мама с папой видели момент, когда ребенок исполнит первую ноту, и самому ребенку это особенно важно. А для всей семьи - это событие с большой буквы. Еще очень важный момент: ребенку с родителями не страшно, родители всегда поддержат, подбодрят. На подобных уроках обязательно присутствие концертмейстера.

И так, всё готово к началу урока, можно начинать. А начинать занятие Лариса Владимировна рекомендует с исполнения ярких фрагментов двух-трех музыкальных произведений, которые и прозвучали в исполнении мастера и концертмейстера Пузина Олега Анатольевича. А затем уже дать возможность самим ученикам музицировать. Ребята с задором исполняли щипком простейшие детские песенки по открытым струнам под аккомпанемент. Далее Лариса Владимировна показала комплекс начальных упражнений для левой руки игры на грифе, упражнения для правой руки со смычком и т.д. И этим творческим процессом дети были очень увлечены, потому что это было представлено в легкой игровой форме. На уроке дети не только освоили первые азы игры на инструменте, но также получили навык игры в ансамбле.

И еще одна методическая находка мастера была также представлена коллегам. К примеру, если ребенок психологически не готов включиться в учебную деятельность, то на первом занятии можно попробовать предложить ребенку вместе с родителями (мамой или папой) начать осваивать инструмент. И этот эпизод прекрасно продемонстрировала преподаватель художественных дисциплин Афонина Валерия Валерьевна (она же мама одной из учениц Афониной Анны).

Подобные мастер – классы не только создают условия для профессионального самосовершенствования педагога - мастера, но и дают возможность активному педагогическому общению, расширению методического мышления, освоению современных педагогических технологий, а самое главное - создают условия для успешного современного образования.

На мероприятии присутствовали заместитель директора по внеклассной работе Гладий Ж.Р., методист ДШИ №2 Трусова А.П., заведующая фортепианным отделом Дунец Т.В., заведующий отделом духовых и ударных инструментов Шадрин Н.Н., заведующая отделом струнно – смычковых инструментов Ребреш О.А., преподаватели музыкального отделения Пайма И.С., Осипова Т.А., Шкирта О.Н., Бакирова Э.Э., Абдуллина Л.М., Эм В.П., Темир Э.Г. По окончании мастер - класса на позитивной ноте прошло обсуждение мероприятия, участники – коллеги оценили предложенные методы и поделись своими методическими находками.

Статью подготовила Дубовская Л.В.

© 2024. МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №2». При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна.