ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Любому взрослому, чей ребенок идет в музыкальную школу, интересно узнать,  что   еще их дети должны изучать в музыкальной школе, если они поступили с целью научиться играть, например, на фортепиано?  Для чего нужны остальные предметы?

Действительно, первым, важным предметом в музыкальной  школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). На специальности учащиеся получают  практические навыки – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.
Групповыми уроками, на которые собирается много детей -  это  хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети сразу  очень любят, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент. Иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например,  ансамбль или аккомпанемент…
Далее переходим к так называемым «теоретическим предметам», к ним относится: «слушание музыки», «музыкальная литература» и «сольфеджио» –  их роль в нашей системе музыкального образования - очень ответственна.  Именно на этих предметах взращивается и развивается  музыкальный слух детей,  здесь учат проявлять свои эмоции, выражать свою музыкальную позицию…. Теоретические дисциплины – иногда - забавные и легкие, чаще сложные и  насыщенные…, это предметы, где математические формулы сочетаются с высоким искусством. 
«Слушание музыки» (первые 3 года), это предмет, где детей учат эмоционально откликаться на музыку, выражать свои чувства, затем, расширяют кругозор учащихся, их знания о музыке и искусстве в целом. На «Музыкальной литературе» изучаются  биографии композиторов, слушаются и подробно разбираются их основные сочинения. Учащиеся изучают музыкальные стили, жанры и формы музыки, изучают классическую музыку зарубежных стран, русскую музыку, музыку 20 века. «Слушание музыки», «музыкальная литература» и «сольфеджио» являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса.
Особое внимание хочется уделить такому предмету, как «Сольфеджио». Это учебная дисциплина, целью которой является целенаправленное, всестороннее развитие  и тренировка музыкального слуха  - самого главного инструмента профессионального музыканта, через:
- изучение нотной грамоты, законов музыкальной науки; 
- правильное, «чистое» пение нот, попевок, гамм, мелодий,
- различных вокальных и других упражнений,
-игру на фортепиано,
-слуховой анализ.
В итоге обучающие должны научиться:
1.  Видеть ноты и понимать, что за музыка в них написана;
2. Слышать музыку и знать, как записать ее нотами.
Крепкие знания по предмету сольфеджио  позволят детям  определять и анализировать любые элементы, из которых сложена музыка,  взаимосвязи всех этих частиц; помогут понять, как устроена музыка изнутри, как она организована в пространстве и во времени.
Если мы обратимся к биографиям  великих композиторов прошлого, то обязательно встретим факты их жизни, где знания по сольфеджио, гармонии, полифонии считались самыми важными и нужными в деле становления этих композиторов.
Сейчас же, в наши дни, эти знания дают прочную основу музыканту в его повседневной работе: он точно знает, как подобрать аккорды к песням, как гармонизовать любую мелодию, как оформить свои музыкальные мысли, как не сыграть, или не спеть фальшивую ноту, как выучить наизусть музыкальный текст  и т.д.
На занятиях по сольфеджио, в младших классах особенно, практикуются веселые игры в виде попевок, распевок,  ритмических и вокальных  упражнений, пение по голосам, каноном. Учащиеся учатся совместной, «командной» работе, а так же выступают и отвечают индивидуально.
Характер обучения  предмета насыщенный и  каждое занятие несет особую нагрузку. Ни одну из тем нельзя оставить без проработки, иначе не понять всего последующего, что непременно и происходит с теми, кто  пропускает уроки или не выполняет домашних заданий. Накапливание пробелов в знаниях  ведет к полной неразберихе, к отторжению и нежеланию заниматься. Итак, для успешного изучения предмета необходимо:
- прилежание;
- стабильное посещение занятий; 
- качественная подготовка домашнего задания.
И тогда  изучать сольфеджио  приятно, увлекательно и интересно!
Что же в результате? А в результате: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт, на высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, иногда  могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Миронова Анджелла Владимировна,
преподаватель теоретических дисциплин

© 2024. МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №2». При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна.